<
Классицизм (от латинского «classicus», что означает «образцовый») представляет собой художественное течение, актуальное в европейской культуре с XVII по XIX век. Этот стиль классицизма отражает стремление людей к гармонии и красоте, к целостности, ясности и простоте как в содержании, так и в форме и является особой идеологией и мировоззрением.
Эти идеалы находили в искусстве античной классики, поэтому эстетика классицизма связана с обращением к античному наследию (читать об архитектуре древней Греции и древнего Рима).
Подписывайтесь на наш Блог на Яндекс Zen — мы регулярно публикуем там новые статьи и видео на тему архитектуры, дизайна и строительства.
Классицизм пришел на смену стилям барокко и рококо вместе с буржуазными революциями в Европе. Классицизм получил бурное развитие в странах, где происходил активный процесс сложения национальных государств, и нарастала сила нового уклада — капитализма (Голландия, Англия, Франция). Он завоевал свои позиции благодаря идейному наполнению, которое отвечало требованиям времени. Античные структуры, пропорции и формы наполнились новым содержанием, их ясная и четкая эстетика ставилась в противовес неопределенности и давящей масштабности барокко, излишней слащавости рококо, характерных для бездельничающей европейской аристократии в противовес новому классу � буржуазии, не имеющей аристократических корней и стремящейся создать собственный слой культуры.
Классицизм очень близок к Ренессансу и является его продолжением. Классицизм продолжает античные традиции. Архитектурные формы подчеркнуто правильные, композиции � обязательно симметричные. Строгий порядок, ясность и организованность � вот дух классицизма.
Классицизм XVII века развивался двумя главными направлениями:
► первое основывалось на развитии традиций позднеренессансной классической школы (Англия, Голландия);
► второе — возрождая классические традиции, в большей мере развивало римские традиции барокко (Франция).
3 периода развития классицизма:
► Ранний (1760-е � начало 1780-х);
► Строгий или средний (1780-е � 1790-е);
► Поздний или высокий, получивший название Ампир (первые 30 лет XIX века).
Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности: тосканский, ионический, коринфский и, в особенно торжественных случаях, композитный. (Ордер представляет собой сочетание определенного стиля колонны с базой или без нее и антаблементом (то, что поддерживает колонна: архитрав, фриз, карниз).
Основоположником классицизма считается венецианский архитектор позднего Возрождения Андреа Палладио (1508 � 1580 гг). Классический пример палладианской архитектуры � Вилла Альмерико-Капра, построенная в XVI веке по проекту Палладио близ Виченцы и прозванная Вилла Ротонда за абсолютную симметрию композиции и круглый зал в центре:
Палладио изучал архитектурные памятники Древнего Рима. Принципы античной архитектуры, изложенные в трактате римского учёного и архитектора Витрувия (Marcus Vitruvius Pollio; I век до н. э.) Палладио перенёс на доступный современникам язык в труде �Четыре книги об архитектуре�.
Идеи Палладио быстро нашли себе последователей и в 17 веке распространились по Европе. Книги Палладио стали учебными пособиями для архитекторов всего мира. Среди них:
► Иниго Джонс, Кристофер Рен, лорд Берлингтон, Уильям Кент, Кэмпбелл Колин � в Англии,
► Винченцо Скамоцци � в Италии,
► Джакомо Кваренги � в России,
► Томас Джефферсон � США.
Проект Иниго Джонса Queens house в Гринвиче:
Проект Томаса Джефферсона — капитолий в Ричмонде (Вирджиния, США):
Проекты Джакомо Кваренги — Смольный институт и Академия наук в Петербурге:
Последователем итальянского архитектора Кваренги стал Николай Александрович Львов (усадьба в Знаменском, Тверская область):
Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов. Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. Создавались большие архитектурные ансамбли, включающие просторные площади, сады и парки, монументально-декоративную скульптуру. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург.
Виды исторического центра Санкт-Петербурга с высоты птичьего полёта:
В России практически все губернские и многие уездные города вплоть до Урала были перепланированы при Екатерине IIв соответствии с принципами классицистического рационализма.
В эпоху Просвещения и Французской революции сформировался �революционный классицизм� школы мегаломанов. В проектах Э.Л. Булле, Ж. Гондуэна, К.Н. Леду стремились к созданию огромных, поражающих размерами и величием сооружений.
Согласно их идеям, искусство Нового времени должно впечатлять мощью, монументальностью и демонстрировать способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Влияние мегаломанов испытали Ж.Ф. Тома де Томон и обучавшиеся в Париже архитекторы русского классицизма: В. И. Баженов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин.
Проект Баженова — дом Пашковых в Москве (1784-88 г):
Проект Захарова — Адмиралтейство в Петербурге (1806-23 г):
Проект Воронихина — Казанский собор в Петербурге (1801-11г):
Представленные выше проекты адмиралтейства и Казанского собора принадлежать к стилю позднего (высокого) классицизма — Ампиру. Особенный стиль русского ампира, характерный небывалой пространственной мощью грандиозных архитектурных ансамблей �больших площадей� демонстрировал в Санкт-Петербурге первой трети XIX века Карл Росси.
Проект Росси — здание Главного штаба с триумфальной аркой в Петербурге (1819-28г):
Проект Росси — здание Александринского театра в Петербурге (1828-32 г.):
Особенности интерьеров в стиле классицизм:
► Потолки: светлые высокие, часто многоуровневые, с лепниной, орнаментом.
► Стены: декорированы тканями, светлые, но не яркие, возможны пилястры и колонны, лепнина или роспись.
► Напольное покрытие: паркет из ценных древесных пород или из мрамора.
► Освещение: люстры из хрусталя, камня или дорогого стекла; позолоченные люстры с плафонами в виде свеч.
► Обязательные атрибуты интерьера: зеркала, камины, уютные невысокие кресла, низкие чайные столики, светлые ковры ручной работы, картины с античными сюжетами, книги, массивные, стилизованные под античность напольные вазы, треножные подставки для цветов.
Идеи эпохи классицизма используются и в современном мире. Классицизма воплощает в себе благородство и изящество, красоту и величие. Дом в стиле классицизм характеризует его хозяина как респектабельного, далеко не бедного человека с хорошим вкусом.
Обзор всех исторических архитектурных стилей читайте здесь.
Какая архитектура в Италии?
В Италии есть множество стилей и направлений в архитектуре, которые существовали на протяжении многих веков и оказали огромное влияние на развитие архитектуры в других странах. Некоторые из них включают:
-
Античная архитектура: Рим имеет богатое наследие античной архитектуры, которое включает в себя такие знаковые сооружения, как Колизей, Пантеон и Форум Романум. Эти сооружения служат примером изящной и сбалансированной архитектуры.
-
Ренессансная архитектура: В Италии начался ренессансный период в архитектуре в 15 веке, когда архитекторы воссоздавали элементы античной архитектуры, используя новые технологии и материалы. Ренессансные здания известны своей гармоничной пропорциональности и утонченными деталями, такими как лепнина и фрески.
-
Барокко: В 17 веке в Италии начался период барокко, характеризующийся более роскошным и украшенным стилем, чем ренессанс. Здания барокко отличаются изысканными формами, курвами, балконами, башнями и статуями.
-
Неоклассический стиль: В 18 и 19 веках в Италии стали возрождаться элементы античной архитектуры и формы, которые стали известны как неоклассический стиль. Этот стиль отличается использованием колонн, пилястр, триумфальных арок и куполов.
-
Современная архитектура: В Италии также есть современные здания и архитектурные сооружения, такие как здание MAXXI в Риме, выставочный центр Флоренции и театр в Турине. Эти сооружения отличаются смелыми формами и использованием современных материалов, таких как стекло и сталь.
Добавить комментарий